Мотоциклетные колеса и уход за ними

Настоящая статья ставит своей целью познакомить читателей с той частью мотоцикла, без которой, собственно говоря, мотоцикл нельзя было бы назвать не только мотоциклом, но и вообще средством транспорта. Вы угадали. Мы будем рассматривать колеса и их принадлежности. Сначала рассмотрим их конструкцию, так как знакомство с ней нам поможет понять, как выполнять техническое обслуживание этого узла. Ступица колеса представляет собой дюралевую отливку с залитыми в нее стальной тормозной втулкой и стальным центром для установки подшипников. В ступице отливки затем последовательно растачиваются оба гнезда для установки подшипников, канавка для стопорного кольца, тормозной барабан, а по окружности сверлятся отверстия для колесных спиц. Стальная втулка для установки подшипников меняет технологи» монтажа подшипников по сравнению с колесами прежней конструкции, у которой подшипники запрессовывались непосредственно в дюралевую ступицу. Раньше нужно было перед монтажом подшипников ступицу нагревать. У нового способа установки подшипников эта операция отпадает.

На рис. 1 видны ступица колеса 1, два радиальных шарикоподшипника 2, с каждой стороны один, между ними распорная трубка 3 центрируемая профильной вставкой 4. Подшипник с правой стороны ступицы фиксируется от осевого перемещения влево буртом, вправо стопорным кольцом 5. Как каждый подшипник, так и подшипники колес должны смазываться консистентной смазкой и предохраняться от попадания в них грязи. Кроме того, в данном случае нужно предотвратить утечку консистентной смазки наружу, т. с. в полость тормозных накладок. Поэтому с каждой стороны установлен войлочный сальник 6 препятствующий вытеканию смазки и одновременно предохраняющий подшипник от попадания наружной грязи и пыли.

Чтобы проверить состояние подшипников, мотоцикл нужно установить на подставку и проверить осевой люфт колеса (рис. 2). Если подшипники исправны, то у колеса нет люфта. Если же в подшипниках будет обнаружен люфт, то такие подшипники лучше сменить, так как мотоцикл с люфтом в подшипниках колес плохо водится, что сказывается особенно при прохождении поворотов.

Для смены подшипников нужно предварительно подготовить большую отвертку, необходимую для вынимания войлочного сальника, съемник стопорных колец с круглыми губками и оправку для выпрессовки и запрессовки подшипника. Оправка представляет собой обточенный пруток (рис. 3) диаметром 39,5 мм, у которого на рабочем торце сделана выточка, чтобы при выпрессовке или запрессовке подшипника она опиралась только на наружное кольцо подшипника.

Снять колесо и, естественно, сперва хорошо омыть. Снять тормозной диск с колодками и колесо положить на верстак тормозным барабаном вниз. С помощью отвертки удалить войлочный сальник (рис. 4) и съемником вынуть стопорное кольцо подшипника (рис. 5). Колесо повернуть и также с этой стороны удалить войлочный сальник. После этого колесо подложить так, чтобы можно было с левой стороны, т. е. со стороны полости тормозного барабана, выпрессовать подготовленной оправкой левый подшипник столь далеко, чтобы правый подшипник выпал из ступицы (рис. 6). Вынуть вставку и распорную трубку, колесо повернуть и с правой стороны полностью выпрсссовать с помощью оправки левый подшипник (рис. 7). Ступицу, распорную трубку и вставку хорошо промыть и подготовить всё необходимое для монтажа. Колесо положить опять на верстак тормозным барабаном вниз. Перед тем, как в ступицу вложить подшипник, поставить сначала центрирующую вставку 4 выпуклой стороной внутрь ступицы. После этого распаковать новый подшипник и запрессовать его с помощью оправки до упора в гнездо (рис. 8). Еще раз подшипник заправить консистентной смазкой к фиксировать от смещения стопорным кольцом 5. Вложить войлочный сальник б и колесо повернуть. Надеть распорную трубку 3 и проверить, если она прошла через вставку 4 до упора о внутреннее кольцо правого подшипника. Подшипник, смазанный консистентной смазкой, запрессовать до упора в распорную трубку 3. Еще раз заправить подшипник смазкой и установить войлочный сальник.

Так как состояние уплотнительного кольца оказывает влияние на долговечность подшипников, то его формой и работой следует заняться детальнее (рис. 9). Сальник представляет собой войлочное кольцо в жестяном каркасе; внутренняя кромка сальника предотвращает не только попадание пыли в подшипник (пыль со смазкой образует тонкую притирочную пасту, вредно отражающуюся на состоянии подшипника), но одновременно препятствует вытеканию смазки в полость тормозных накладок, где появление смазки может заметно снизить эффективность торможения. Поэтому если сальник разорван, затвердел или лишь немного при разборке поврежден, он не в состоянии выполнять возложенное на него задание и его нужно своевременно сменить. Расходы, с этик связанные, несравненно меньше по сравнению со сменой преждевременно вышедшего из строя подшипника.

Поэтому во всяком случае оплачивается в зависимости от среды, в которой мотоцикл эксплуатируется, после пробега 8000 — 10 000 км (на асфальтированных дорогах и больше) сальники проверить, из подшипников удалить отработанную смазку и подшипники заправить свежей смазкой.

Похожие записи:

This entry was posted in Эксплуатация. Bookmark the permalink.

Comments are closed.