Классификация мотоциклов

Классифицировать мотоциклы можно по разным параметрам. Для того чтобы произвести классификацию, нужно выделить какие то характерные, существенные признаки предмета. Эти признаки могут быть различными. Среди наиболее распространенных классификаций можно выделить следующие: по назначению, по типам, по единому техническому признаку, по элементам компоновки, по стандартам. Каждый класс в свою очередь может делиться еще на несколько подклассов. Кратко разберем основные виды классификаций мотоциклов.

Мотоцикл дорожный

1. По элементам компоновки – здесь в расчет берутся схемы важнейших узлов: двигателя, тип коробки скоростей и задней передачи, количество колес и.т.д. Соответственно по типу двигателя: поршневые и роторно-поршневые, двух и четырехтактные, одно двух и более цилиндровые. По типу коробки скоростей: автоматическая коробка передач (используется на некоторых мотоциклах), вариатор (скутеры), механическая коробка передач (основная часть байков). По типу задней передачи: цепная, карданная, ременная, шестернями. По количеству колес: моноциклы, бициклы (два колеса), трициклы и квадроциклы.

Пожарный мотоцикл

2. По единому техническому принципу – за основу классификации берется какой либо один или несколько признаков или характеристик машины. По расходу топлива – классификация родилась в гонках Турист Трофи 1907-08 годов, и была связана со стремлением работать над экономичностью мотоциклов. Было два класса: старшая группа – двухцилиндровые мотоциклы с расходом бензина не более 3,8 литра на 100 километров и младшая – одноцилиндровые байки с расходом топлива не более 3,1 литра на сто километров. Данная классификация распространения не получила ввиду того, что в то время контроль за расходом топлива представлял определенную техническую сложность. По весу– разработана автомобильным клубом Франции в 1902 году и способствовала рациональному использованию материалов конструкторами и внедрению в производства перспективных легких сплавов.

Спортивный мотоцикл

В то время было выделено два класса – мотоциклы (вес до 250 килограммов) и мотоциклеты (вес до 50 килограммов). Эту классификацию в модифицированном виде используют до сих пор, преимущественно для разделения на группы спортивных моделей. Кроме того в бывшем Советском Союзе она применялась и для обычных дорожных мотоциклов. В зависимости от массы они подразделялись на сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые. По величине объема двигателя – появилась давно в 1903 г. на трековых гонках и сперва содержала всего два класса: 250 и 333 см.куб. В 1912 г. была дополнена объемами 175, 250, 350, 500, 750 и 1000 см3. А в дальнейшем в течении ряда лет еще несколькими классами: 50, 75, 100, 125, 1300 см3. Несмотря на некоторые недостатки, этот вид классификации применяется до сих пор для различных спортивных соревнований.

Мотоцикл скорой помощи

3. По назначению – в СССР была принята следующая классификация мотоциклов. Дорожные – для перевозки грузов и передвижения людей. Самая большая категория, из отечественных мотоциклов это Иж 56, Иж-Юпитер, Иж-Планета, Восход-3м и другие. Специального назначения – это те же дорожные, но предназначенные для выполнения каких либо специфических функции. Например, несения противопожарной, медицинской или другой службы. Спортивные – они у нас в стране также создавались обычно на базе дорожных путем различной модернизации. Предназначены для спортивных соревнований по мотокроссу, ралли, шоссейным и кольцевым гонкам. Это были модели: Иж-50 М, Иж-51, М-77, К-125 С-2 и другие. Гоночные – в отличии от спортивных проектировались и изготовлялись специально для соревнований. Эти мотоциклы невозможно использовать, кроме как по прямому назначению. В качестве дорожных они использоваться не могут. В СССР существовали гоночные модели как без наддува – С-154, С-354, С-254, так и с наддувом – С1Б, С3Б, М-35-К. Последние еще называли рекордно-гоночными.

4. По  типам мотоциклов– об этой классификации мы уже писали на страницах нашего сайта, смотрите статью виды мотоциклов.

Трицикл

5. По стандартам – например в России по государственному стандарту. Согласно пункту ГОСТа «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», мотоциклы и подобные им механические транспортные средства с числом колес менее четырёх и квадрициклы относятся к категории L. Внутри этой категории еще семь разновидностей: мотоцикл, мотоцикл с коляской, трехколесных мопед, легкий квадроцикл, квадроцикл и трицикл.

Ну и конечно не надо думать, что описанные здесь классификации исчерпывают все их многообразие. За рамками этой статьи остаются еще множество малоизвестных и экзотических видов, но все же с самыми основными мы сегодня познакомились.

Похожие записи:

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.