Притирка клапанов мотоцикла

Каждый мотолюбитель знает, что с увеличением пробега мотоцикла приб­лижается тот час, когда потре­буется серьезный ремонт дви­гателя. Если речь идет о тяже­лом мотоцикле, то среди дру­гих работ обязательной будет притирка клапанов. Это одна из важнейших операций при ремонте, так как тщательно притертые клапаны не только обеспечивают необходимую компрессию в цилиндрах, но и способствуют увеличению сро­ка службы как самих себя, так и других деталей двигателя (например, глушителя). Имен­но по этой причине в инструк­ции к «уралам» и «днепрам» рекомендуется притирать кла­паны через каждые 10 ООО км пробега.

klapanМежду тем притирка кла­панов мотоцикла— это довольно трудо­емкая операция, требующая от мотоциклиста определенного навыка и, кроме того, усер­дия и терпения. Если после прочтения этой статьи он смо­жет провести ее грамотно, быстро и с хорошим резуль­татом, то я буду считать свою задачу выполненной.

Прежде всего мотоциклист должен знать, что рассчиты­вать на успешную притирку можно, только имея специаль­ное приспособление, позволя­ющее как-то закрепиться на стержне клапана. В качестве такового традиционно исполь­зовались дрель, коловорот или кусок резинового шланга. Так притирали клапаны на первых двигателях с клапанным меха­низмом, так рекомендуют их притирать и сегодня. Однако все эти приспособления не­удобны и, главное, не дают гарантии качества. Более эф­фективное, на мой взгляд, приспособление — специаль­ная струбцина, которая с успе­хом применялась еще лет 50 тому назад, а сейчас почему-то забыта. Изготовить ее мож­но, воспользовавшись приве­денным чертежом. А о том, как с ней работать,— чуть позже.

Итак, головка цилиндров лежит на столе, пружины кла­панов сняты, вынуты и сами клапаны, а маленькие сухари­ки, надеюсь, не потеряны. Не спешите зажимать клапан в струбцину! Начните с очистки от нагара камеры сгорания, клапанов и, конечно, днищ поршней. Лучше всего предва­рительно размягчить нагар, пропитав его керосином или ацетоном, и очистку произво­дить при помощи деревянно­го скребка. Можно пользо­ваться и ножом, шабером, металлической щеткой, но при

этом придется проявить мак­симум осторожности, чтобы не нанести на поверхности дета­лей царапины ириски, кото­рые будут способствовать уско­ренному отложению нагара в поврежденных местах. Если все же мелких царапин избе­жать не удалось, то по окон­чании работы их надо акку­ратно зачистить мелкозерни­стой наждачной бумагой, а еще лучше заполировать Завершающей операцией обязательно должна быть про­мывка деталей чистым бензи­ном!

Теперь надо оценить сте­пень износа стержня клапана и его направляющей втулки, так как при повышенном бо­ковом зазоре между ними гер­метичность клапана не будет гарантирована даже после притирки последнего. Клапан подлежит замене, если диа­метр его стержня, измеряемо­го микрометром, менее 7,84 мм. Для измерения износа направ­ляющей втулки лучше предва­рительно изготовить специаль­ный стержень-калибр диамет­ром 8 мм. Можно так­же воспользоваться новым сверлом диаметром 8,15 мм. Если калибр или сверло сво­бодно проходят в отверстие втулки,— она изношена и нуж­дается в замене.

Если головки клапана не покороблены, нет раковин или участков прогара, серьезно на­рушающих плотность посадки клапанов, можно обойтись при­тиркой с использованием па­сты, включающей карборун­довый порошок. А как быть, если требуется проточка кла­панов или расточка седел спе­циальными инструментами, которых у мотолюбителя нет? При незначительных повреждениях рабочих фасок из по­ложения можно выйти, приме­нив в качестве притирочной пасты мелко битое и толченое стекло, замешанное на мотор­ном масле. Применение такой пасты позволяет снять значи­тельный слой металла. Об этом надо помнить и не слишком увлекаться.

Притирка проводится в следующей последовательно­сти. Притирочную пасту тон­ким слоем наносят на фаску головки клапана, а его стер­жень смазывают моторным маслом. Стержень вставляют в направляющую втулку и его конец зажимают в струбцине. Головка цилиндров удержи­вается рукой в таком положе­нии, чтобы другой рукой удоб­но было перемещать рукоятку струбцины. Исходное положе­ние наконечник струбцины упирается в направляющую втулку. Затем резко, почти ударом, подают струбцину на себя. Частицы пасты будут плотно зажаты между фаска­ми головки клапана и седла. Не ослабляя продольного уси­лия на рукоятку, поворачивают последнюю на пол-оборота (180°). Из этого положения нужно подать струбцину от себя до упора наконечника во втулку и сразу же вновь прижать головку клапана к седлу, поворачивая рукоятку на пол-оборота назад. Подав струбцину на себя, возвраща­ют клапан в исходное поло­жение. Этот цикл повторяют 1—2 мин, затем добавляют пасту на притираемые поверх­ности и продолжают притирку.

В процессе работы нужно следить, чтобы притирочная паста не попадала между стер­жнем клапана и направляю­щей втулкой. Длительность притирки зависит от степени повреждения рабочих фасок головок клапанов и седел, а также от вида притирочной пасты. В процессе притирки надо постепенно переходить от «грубых» притирочных паст к более «нежным». Внешним признаком удовлетворитель­ной притирки является полу­чение на фасках головки кла­пана и седла поясков одно­тонного матово-серого цвета (без черных пятен). Ширина поясков должна быть в преде­лах 1,5—1,8 мм.

После окончания работы все детали нужно тщательно промыть чистым бензином до полного удаления остатков притирочной пасты. Затем проверяют герметичность по­садки клапанов. Наиболее простой и в то же время на­дежный способ — проверка керосином. Для этого, прижи­мая рукой головки клапанов к седлам, поочередно залива­ют керосин во впускные и выпускные каналы головки цилиндров. Допустимо про­сачивание керосина не ранее чем через одну минуту. В про­тивном случае притирку сле­дует продолжить, но с приме­нением более «нежной» при­тирочной пасты.

 Материал напечатан в журнале «Мото».

Читайте также:

Трансмиссия мотоцикла и ее обслуживание.

Похожие записи:

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the permalink.

Comments are closed.