Ремонт карбюратора мотоцикла

Карбюраторы и электронные системы, управляющие зажиганием, — две наиболее сложные системы современного мотоцикла. Однако, если в случае сбоя электронные системы вряд ли удастся отремонтировать самостоятельно, с ремонтом карбюратора вполне можно справиться. При этом не следует путать трех понятий — регулирование, обслуживание и ремонт.

Регулирование всегда должно соответствовать заводской инструкции, в то время как действия по демонтажу с мотоцикла с последующей их разборкой являются уже ремонтом, Весьма распространенной ошибкой среди мотолюбителей является демонтаж с промывкой деталей без крайней на то необходимости.

Если мотоцикл находится в хорошем техническом состоянии, воздушный и топливный фильтры не повреждены и заменялись в положенный срок; если мотовладелец перед установкой своего «железного коня» на зимний отдых слил топливо из поплавковых камер, а бак мотоцикла, напротив, наполнил «под завязку», то в течение многих лет у него не будет необходимости производить какие-либо ремонтные работы, кроме обычного обслуживания.

Бывает, однако, что мотоцикл стоял пару лет во влажном помещении, либо в течение продолжительного времени регулярно не эксплуатировался, или же перед тем, как вы стали его счастливым владельцем, он совершил изнурительное путешествие в контейнере через крепко посоленный Атлантический океан. Возможно, прежний его владелец просто забыл о необходимости регулярных осмотров и регулировок, либо шаловливые ручки ваших предшествёнников искалечили мотоцикл. Что ж, в этом случае действительно необходим ремонт. Приходится согласиться с утверждением, что карбюратор является «ахиллесовой пятой» современного мотоцикла.

Но вначале еще пара слов о другой важной детали топливной системы — о кранике. Краники современных японских мотоциклов оснащены емким топливным фильтром даже в том случае, когда конструктор предусмотрел дополнительный фильтрующий элемент в системе. Но не следует самостоятельно устанавливать дополнительный фильтр, если он не предусмотрен заводом, — не поправляйте японцев!

Краники бывают нескольких видов: с положениями ON (открытый), OFF (закрытый) и RES (резерв), но чаще встречаются краники повышенного давления с положениями ON, RES и PRI (свободное поступление), где отсутствует положение «закрытый». Обычно топливо в систему начинает поступать автоматически при пуске двигателя. Положение PRI можно использовать лишь в течение нескольких секунд для наполнения поплавковых камер в случае, когда очи пусты после зимнего хранения или когда двигатель успел «заглохнуть» до того, как был включен «резерв».

Бывают краники, имеющие лишь два положения — «открытый» и «закрытый» и закрывающиеся лишь при демонтаже бака или карбюратора, Встречаются краники «под давлением», вовсе не имеющие регулировки по положениям, а лишь кнопку PRI свободного поступления топлива.

Карбюратор K-65Демонтаж и промывка краника необходимы лишь при загрязнении расположенного за ним топливного фильтра. Наиболее серьезным повреждением у старых моделей является трещина прокладки краника под давлением, в этом случае топливо переполняет карбюратор одного из цилиндров, что влечет за собой перебои в его работе. Этот вовремя не замеченный дефект может повлечь за собой более серьезные последствия, поскольку топливо будет поступать даже после остановки двигателя и при открытом впускном клапане может наполнить цилиндр и попасть в картер двигателя, смешиваясь с маслом.

Возвратимся теперь собственно к ремонту карбюратора. Если возникла необходимость ремонта, их следует аккуратно демонтировать, обращая внимание на целостность резиновых прокладок. Разборка «сверху» необходима лишь тогда, когда нужно вынуть дроссельную заслонку или иглу, и после сборки всегда завершается синхронизацией. Необходимость демонтажа заслонки для очистки возникает из-за загрязнения ее пылью или песком после падения, вследствие чего она начинает передвигаться с трудом.

Все способы промывки керосином, бензином или растворителем с помощью кисточки не только относятся к временам «царя Гороха», но просто не имеют смысла, особенно если забиты внутренние каналы или детали загрязнены затвердевшим осадком Для промывки следует применять соответствующие детергенты или сольвенты и аэрозоли, которые предлагают многие фирмы, производящие масла. Можно рекомендовать, например, Carourettor Cleaner фирмы Gold Eagie или Contact Cleaner фирмы Motul. Не имея такого аэрозоля, не следует и приступать к чистке, поскольку это будет лишь пустая трата времени.

Процедура чистки очень проста, нужно тщательно опрыскать все детали, так, чтобы аэрозоль проник во все отверстия и каналы, а после этого продуть все сжатым воздухом из компрессора. Если результат будет неудовлетворительным, процедуру следует повторить. В конечном итоге карбюраторы будут выглядеть как новые — сильнодействующий детергент растворит весь осадок в различных отверстиях и каналах, не повредив при этом резиновых деталей.

Демонтаж и ремонт карбюраторов всегда связаны с появлением каких-либо неполадок в их работе, а в связи с этим — неудовлетворительной работой двигателя. Чтобы облегчить диагностику неисправности, ниже перечислены отдельные элементы карбюраторов с описанием их воздействия на работу двигателя. Однако следует помнить, что Типичный симптом сбоя в работе двигателя может быть причиной нетипичного дефекта. Поэтому после разборки и проверки «подозрительных» деталей, следует также проверить и все остальные. В некоторых случаях рядом с русскими названиями указаны их английские обозначения, чтобы облегчить поиск регулировочных данных в заводской инструкции.

Будет, очень хорошо, если этот материал достигнет двух целей: поможет в ремонте карбюратора тем из вас, кто чувствует себя в силах «поковыряться» в них, и в то же время убедит не делать этого тех, кто уверен в том, что это дело «гиблое». Дроссельная заслонка довольно редко является причиной аварии и бывает главным образом повреждена при плохой разборке или сборке. В этом случае данный цилиндр не будет работать на оборотах выше холостого хода или подсосе, При значительном загрязнении заслонка может заедать либо передвигаться рывками. Необходимо ее демонтировать и очистить промыв при этом весь прибор.

Проверить исправность заслонки очень просто: следует направить струю сжатого воздуха из компрессора в направлении канала повышенного давления, заслонка должна при этом легко подняться и опуститься после прекращения подачи воздуха. Игла бывает повреждена нечасто. Доступ к ней становится возможным после демонтажа крышки дроссельной заслонки. Нужно помнить, что иглы карбюраторов одного и того же двигателя могут быть разными, Иногда иглы карбюраторов внутренних отличаются от игл крайних, либо имеют другую регулировку (речь идет о рядной четверке). Или, например, в мотоцикле Yamaha XJ 600 игла третьего карбюратора отличается от остальных.

Показателем неправильного положения иглы является несоответствующая реакция двигателя на прогазовку при переходе с низких оборотов на средние, однако в большинстве японских мотоциклов иглы не регулируются, гак как они имеют лишь одно положение.

Винт регулировки количества смеси (не состава!) влияет на работу двигателя на холостых оборотах и его реакцию при переходе на средние. В некоторых приборах (большинство MIKUNI) винт расположен вверху, а в некоторых — снизу (KEIHIN). Он должен быть выкручен на определенное, указанное в инструкции число оборотов, и число это может быть другим даже для приборов одного и того же мотоцикла, в зависимости от его версии (например, на рынок немецкий, итальянский или французский). Любые отклонения от заводской регулировки создают ощутимые сбои в работе двигателя, худшие запуск и ускорение, В версиях, предназначенных на американский рынок, доступ к этому винту невозможен, так как отверстие заглушено.

Поворотная заслонка может заедать при загрязнении оси вращения, Демонтировать ее сложно: требуется иногда ее очистить, опрыскав детергентом в аэрозоли и продув воздухом. Отверстия и каналы карбюратора могут быть загрязнены или забить осадком или налетом, их очистка и продувка крайне необходимы, так как в некоторых каналах находятся жиклеры, строго регулирующие подачу воздуха и смеси в систему.

Канал распылителя главного жиклера (колодец) может иметь лишь механические повреждения. В большинстве моделей доступ к нему и главному жиклеру возможен лишь снизу. В этом случае следует обратить внимание на чистоту малых отверстий предварительного смешивания топлива с воздухом. В некоторых приборах колодец является отдельной деталью и может быть демонтирован по еле снятия оправы главного жиклера.

Поплавок является весьма деликатной деталью. Он управляет поступлением топлива в поплавковую камеру и регулирует уровень ее наполнения. Уровень топлива (fuel level) должен быть постоянным для данного карбюратора и двигателя, и его изменение недопустимо. Слип ком низкий уровень топлива является причиной трудности либо невозможности запуска двигателя «на подсосе» плохой работы на всех режимах при значительном падении мощности. Пси слишком высоком уровне топлива можно «залить» и двигатель. Заводские инструкции указывают два параметра регулировки положения поплавка, и их следует строго придерживаться. Высота поплавка (Ileal height) замеряется от плоскости в таком положении прибора, когда поплавки своим весом закрывают отверстие подачи топлива, но амортизатор иглы еще не вдавливается в него: Базой для замера уровня является плоскость разъема поплавковой камеры. Уровень топлива при нормальном положении карбюратора должен быть ниже этой плоскости. В некоторых, сильно наклоненных карбюраторах, уровень замеряется ниже отметки, обозначенной на корпусе либо крышке камеры, Уровень проверяют, используя принцип сообщающихся сосудов. Если он не соответствует установленному стандарту, можно изменить положение поплавков, подгибая опорную пластинку.

Гнездо клапана поплавка в некоторых приборах не демонтируется, но в новых моделях его можно снять для очистки ситечка, находящегося в верхней части клапана. Игла клапана поплавка — не очень надежный элемент. В старых моделях иглы, целиком изготовленные из металла, уже при небольшом износе неплотно закрывают отверстия клапана и подлежат замене. В новых моделях игла более надежна, гак как имеет резиновый «носик». Сильный износ иглы вызывает изменение уровня топлива. В нижней части иглы находится наиболее ненадежный элемент — амортизатор. Порой он перестает работать, заедая в сжатом положении и изменяя при этом уровень топлива. Положение можно поправить, смачивая иглу в детергенте, а если это не удается, — подгибая регулировочную пластинку. Но радикальным решением является замена иглы или всего клапана в сборе.

Жиклер подсоса (Starrer Jet) во многих моделях находится на дне поплавковой камеры и поэтому весьма чувствителен к загрязнению. От его чистоты и состояния каналов подачи топлива в систему зависит качество работы двигателя. В корпусе камеры находится трубка, подающая топливо. Она имеет небольшой внутренний диаметр и одно, два или три маленьких отверстая в боковой стенке, Закупорка какого-либо из этих отверстий или жиклера «подсоса» могу затруднить запуск холодного двигателя. В некоторых моделях жиклер подсоса находится в корпусе рядом с жиклером холостого хода.

Жиклер холостого хода (Plot Jet, Slow Jet). Его загрязнение служит причиной отказа либо плохой работы двигателя на холостом ходу (например, после выключения «подсоса»), а также возникновения проблем с пуском прогретого двигателя, При очистке жиклера следует проверить состояние маленьких отверстий предварительного смешивания топлива с воздухом, расположенных поперек главного отверстия. Иногда эти жиклеры могу быть разными в приборах одного двигателя.

Главный жиклер (Main Jet). Закупорка его случается, довольно редко из-за довольно большого диаметра отверстия. Симптомы загрязнения — плохая работа двигателя на средних оборотах и невозможность набрать высокие обороты. Внимание! Здесь также в разных карбюраторах одного и того же двигателя могут быть разные жиклеры и не следует их заменять.

Карбюраторы с единичной заслонкой применяются в некоторых моделях многоцилиндровых четырехтактников. Положение заслонок также следует синхронизировать, но делать это приходится гораздо реже, чем карбюраторах под давлением. Для синхронизации служит винт, который не следует путать с винтом удерживающим иглу.

Материал опубликован в журнале «Мото».

Читайте также:

Устройство и регулировка отечественного карбюратора К 65.

Похожие записи:

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the permalink.

Comments are closed.