В последнее время во всех странах, где проводятся мотосоревнования, быстро возрастает популярность мотокроссов, причем главную роль начинают играть мотоциклы малых кубатур, в первую очередь, класса 125 см3. Мотоциклетный завод ЧЗ, занимающий в области конструкции мотокроссовых машин доминирующее место, реагировал на этот интерес к легким кроссовым типам решением разработать конструкцию мотоцикла указанной категории, т. е. 125 см3.
Завод принял во внимание и тот важный факт, что, начиная с 1971 г., будет по инициативе ФИМ устраиваться ежегодно соревнование на кубок ФИМ по мотокроссу в классе 125 см3. Согласно утвержденным условиям в серии могокроссов на этот кубок могут в 1971 г. принимать участие лишь молодые гонщики в возрасте от 18 до 21 года. Стоимость мотоциклов класса 125 см3 будет, естественно, ниже стоимости кроссовых машин 250 и 500 см3, на покупку которых у молодых спортсменов не хватает финансовых средств. Доступность мотокроссовых машин расширит ряды гонщиков, и мотокроссы станут еще интереснее.
Прототип нового кроссового мотоцикла был сконструирован и изготовлен сравнительно очень быстро и с надлежащим использованием долголетнего опыта по производству спортивных и гоночных типов. При его разработке учитывалась необходимость увязки производства с существующим, развернутым производством кроссовых мотоциклов классов 250 и 360 см3. Концепция мотоцикла 125 см3 сходна в основном с выпускаемыми уже в настоящее время типами, хорошо известными и всесторонне проверенными. При серийном производстве нового мотоцикла будут применяться некоторые детали как более мощных кроссовых, гак и стандартных спортивных типов.
Двигатель нового мотоцикла принципиально не отличается от двигателей других мотокроссовых типов марки ЧЗ. Это одноцилиндровый, двухтактный двигатель с воздушным охлаждением и одной выпускной трубой. Рабочий объем цилиндра — 125 см3 Картер двигателя, крышка сцепления, картер коробки передач, крышка магнето и приборов зажигания изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением. Для подшипников коленчатого вала в обе половины картера двигателя залиты стальные гнезда, имеющие форму втулок. На стороне передачи мощности на сцепление коленчатый вал установлен на двух однорядных шариковых подшипниках, а на стороне зажигания на одном двухрядном шарикоподшипнике с косоугольным контактом. Шатун установлен на шейке коленчатого вала диаметром 22 мм с помощью специального игольчатого подшипника с сепаратором. Также в верхней головке шатуна предусмотрен игольчатый подшипник. Диаметр поршневого пальца — 15 мм. Осевые силы, вызываемые кривошипно-шатунным механизмом, воспринимает левая половина картера двигателя. Осевые усилия, вызываемые шатуном, воспринимает поршень. Поршень диаметром 55 мм — отливка из сплава. Два поршневых кольца толщиной 1.4 мм изготовлены из модифицированного чугуна с шаровидным графитом. Контактные поверхности колец хромированы. Благодаря незначительному тангенциальному давлению колец двигатель может работать на высоких оборотах. Цилиндр изготовлен из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой из высококачественного легированного чугуна. Система каналов в цилиндре состоит из одного выпускного канала с переборкой, двух перепускных каналов и одного впускного канала. Камера сгорания в головке цилиндра — узкая, щелевидная. В головку, изготовленную из легкого сплава, завернуты две свечи ЦДЛ 14-15. Степень сжатия — 13:1. Карбюратор марки ЙИКОВ типа 2928SЕ крепится непосредственно на впускном патрубке (этот патрубок изготовлен литьем в кокиль). Карбюратор соединяется с глушителем шума впуска резиновой манжетой. Выпускной трубе с глушителем шума выпуска придана форма, обеспечивающая как полную мощность двигателя, так и повышенную проходимость при движении по пересеченной местности. Двигатель мотоцикла развивает при 7800 об/мин мощность 19 л.с.
Передача от двигателя осуществляется, сходно с другими мотокроссовыми типами марки ЧЗ шестернями. Также конструкция сцепления сходна с более мощными мотоциклами. Передаточные отношения в пятиступенчатой коробке передач подобраны с учетом кубатуры двигателя, его мощности и формы кривой крутящего момента. Механизм переключения передач принципиально сходен с другими типами, причем некоторые особенности конструктивного оформления вытекают из увеличенного числа передач. Детали механизма переключения, вилки, поводок, храповик и собачка изготовлены методом прецизионного литья.
Органы системы зажигания находятся на правой стороне двигателя. Система сходна с другими мотоциклами.
В ходовую часть были внесены некоторые незначительные изменения, но по существу она почти не отличается от конструкции, оправдавшейся на более мощных машинах. Длительные испытания в трудных условиях подтвердили отличные ездовые качества мотоцикла. На переднем колесе установлена шина 2.75X21″, а на заднем — 3,50X18″. Размер цепи главной передачи по сравнению с другими типами уменьшен и отвечает как более низкой мощности двигателя, так и размерам задней звездочки.
Двигатель при испытаниях показал как достаточную мощность, так и надежность. Нет сомнения, что новый мотоцикл ЧЗ будет успешно конкурировать в своем классе с изделиями других марок. Прототип подвергся тщательным испытаниям также в Бельгии, где мотокроссы устраиваются круглый год. На основании опыта, приобретенного как в ходе испытаний, так и в мотокроссах в Бельгии, США и на Гавайских островах, можно смело утверждать, что новый мотоцикл будет достойным членом семьи кроссовых машин ЧЗ, машин, покрытых лаврами победителей, машин чемпионов мира.