Купить права на управление мотоциклом – признать свою несостоятельность. Многие не согласятся, но это правда. Почему же люди считают, что обучение езде на автомобиле в специализированной автошколе необходимо, а от мотошколы можно отказаться? Дело в том, что порядок обучения в этих учреждениях отличается. Если в автошколе практическая часть обучения заключается в выездах с инструктором на реальную проезжую часть в город, то относительно мотоциклов это невозможно – не будет же инструктор сидеть в коляске или в качестве пассажира на заднем сидении за водителем! Но упражнения в мотошколе тоже не бесполезны, хотя и не многие это понимают. Давайте разберемся, почему были выбраны именно конкретные упражнения и какой от них толк.
Итак, практически во всех школах учеников заставляют выполнять такие упражнения на мотоцикле, как «восьмерка», проезд по доске, «змейка» (или «зигзаг»), медленная езда и езда по полукругу. Начинают обычно с последнего.
Езда по полукругу – это прямая имитация поворота и разворота, с которыми, хочешь-не хочешь, а придется столкнуться. Первая ошибка здесь начинается не с отсутствия навыков, а с непонимания элементарного. Того, что переднее колесо во время поворота двигается по большему радиусу, чем заднее. Еще один нюанс – перед маневром водитель должен показать поворот, только не поворотником, а рукой. Так что прохождение поворота на экзамене показывает навыки руления с одной рукой, а, следовательно, и правильность посадки (при неправильной посадке руление одной рукой невозможно и ведет к падению). После выхода из поворота в рамках того же упражнения часто нужно еще переключиться на вторую передачу, затем снова на первую, и остановиться у стоп-линии. Первое – показатель координации движений, а второе – показатель умения распределять нагрузку на тормоза.
Следующее упражнение – проезд зигзага. Что демонстрирует ученик, выполняя его, в принципе, понятно – баланс на мотоцикле, а точнее – умение его держать при неровной траектории движения. В дальнейшем это помогает справляться с крутыми разворотами, преодолевать неровности на дороге и не вылетать из седла при экстренном торможении.
Восьмерка – поистине универсальное упражнение. Здесь и баланс, и чувство габаритов мотоцикла, и правильность посадки, и управление газом. Коварство его в сложности смены направления наклона при повороте – только вышел из одного и сразу нужно правильно войти во второй. Но в жизни пригодиться, особенно в горах на серпантинах и в городе.
Медленная езда. Многие начинающие не понимают парадокса – чем медленнее едешь, тем сложнее рулить. Управлять мотоциклом на значительной скорости не сложно – баланс за Вас держат воздушные потоки и центробежная сила. А при движении на очень низкой скорости все зависит от самого водителя. Проезжая участок дороги за как можно большее время Вы научитесь пользоваться одновременно газом, сцеплением, рулем и тормозом.
Проезд по доске. Под доской понимается узкая колея, чуть шире средней мотоциклетной покрышки. Этот участок идеально прямой и проехать его нужно не задев края «доски». На большой скорости много ума для этого не надо – только траекторию правильно выбрать еще до въезда в колею. А вот на средней и на малой требуется хорошая координация. Здесь Вы научитесь не заваливаться набок и держать равновесие. Советуем обратить внимание на это упражнение, если на мотоцикле в дальнейшем Вы планируете объезжать пробки в междурядье.
Так что не стоит пренебрегать упражнениями для мотоциклистов. Без них на дорогах придется туго, а с таким опасным транспортом, как мотоцикл, до тугости лучше не доводить. А сдать теоретический экзамен на право управления поможет наш тренажер по правилам дорожного движения, проверьте свою готовность по билетам 2013 года!