Спортивные мотоциклы Поважского машиностроительного завода

Теперь уже почти никто не удивляется, прочитав в журнале, что одно из ведущих мест на чемпионате Европы или на Международных  мотоциклетных соревнованиях занял гонщик на мотоцикле «Ява» 75 или 100 см3. Марка «Ява» — это теперь не только чешский завод, выпускающий известные дорожные мотоциклы и всемирно известные спортивные мотоциклы, но и «Поважский машиностроительный завод» в г. Поважска Быстрица, который строит не менее известные микролитражные мотоциклы и мопеды. Кроме крупносерийного выпуска этих микролитражных машин на заводе небольшими сериями строят также специальные спортивные мотоциклы.

В настоящее время прошло более чем десять лет, как на мотоциклетных соревнованиях впервые появились новые микролитражные мотоциклы «Ява-Татран». На «Поважский машиностроительный завод», как на единственный чехословацкий завод микролитражных мотоциклов, было возложено задание подготавливать микролитражные спортивные мотоциклы, сперва с рабочим объемом 50 и 75 см3, позднее категории распространились на существующие объемы 75, 100 и 125 см3. Посредством разработки и выпуска этих специальных машин и их участием сперва на отечественных, а затем и на международных соревнованиях включая чемпионат Европы и Международные шестидневные мотоциклетные соревнования, «Поважский машиностроительный завод» создал себе хорошую репутацию и рекламу для серийно выпускаемых мотоциклов.

В наименьшем классе 50 см3 приступили также к производству мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок, причем эти мотоциклы постепенно завоевали себе хорошую позицию. Дорожные гоночные мотоциклы «Татран 50» с успехом принимали участие не только в чемпионате ЧССР, но и в международных соревнованиях включая чемпионат мира. По производственным соображениям пришлось, однако, ассортимент выпускаемых моделей ограничить, и поэтому основное внимание «Поважского машиностроительного завода» обратилось на машины для мотоциклетных соревнований. Со временем эти машины претерпели ряд изменений и в последние годы они стали пригодными для выступлений на международных соревнованиях.

Результаты, достигнутые на крупнейших соревнованиях, это полностью подтверждают. Рядом с традиционными мотоцикло-строителями постепенно выдвинулись также и микролитражные чехословацкие мотоциклы «Ява». По уровню технических параметров спортивные мотоциклы «Ява» 75, 100 и 125 см3 удовлетворяют самым жестким масштабам. К их положительным качествам, следует отнести величину максимальной мощности, оптимальную характеристику крутящего момента, ходовые качества, массу в снаряженном состоянии и эксплуатационную надежность.

Мотоциклы с рабочим объемом двигателя 75 и 100 см3, с которыми завод принимает участие в крупнейших международных соревнованиях и на которых заводские гонщики Сиручек и Кожух добились выдающихся успехов, имеют в принципе аналогичную компоновку. Отличаются они только рабочим объемом и задней передачей. Общая компоновка микролитражных спортивных мотоциклов «Ява» 75 и 100 см. выпускаемых заводом в г. Поважска Быстрица, отвечает современному направлению строительства специальных легких машин  для участия в тяжелых соревнованиях.

Двигатель — двухтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения. Рабочая  смесь из карбюратора подастся с помощью дискового ротационного золотника, для чего устроено пять каналов. Диаметр цилиндра составляет 49 мм, ход поршня 39,6 мм и рабочий объем 74,67 см3 для первой модели и соответственно для второй модели 52 мм, 47 мм, 99,79 см3. Степень сжатия 14,5. Максимальная мощность тщательно согласована с характеристикой крутящего момента и достигает значения 14,8 я. с. при 9800 об/мин. для мотоцикла 75 см3 и 17,8 л. с. при 9000 об/мин для мотоцикла 100 см3. Крутящий момент равен 1,03 кгм при 8800 об/мин для мотоцикла 75 см3 и 1.42 кгм при 8600 об/мин для мотоцикла 100 см3.

Картер коленчатого вала и его крышки сделаны из электрона, цилиндр также легко плавный с запрессованной гильзой, головка цилиндра легко сплавная. Поршень оснащен двумя кольцами. Коленчатый вал с обеих сторон установлен в игольчатых подшипниках. Система зажигания «Транзимо» — собственной конструкции «Поважского машиностроительного завода» и состоит из генератора, бесконтактного тиристорного зажигания и одной свечи зажигания. Выпускной трубопровод с эффективным глушителем шума выпуска обеспечивает бесшумную работу, отвечающую действующим правилам ФИМ; трубопровод с глушителем расположены с левой стороны мотоцикла.

Моторная передача шестеренчатая, с прямозубыми шестернями; в ведомой шестерне встроен пружинный гаситель толчков. Многодисковое сухое сцепление оснащено четырьмя дисками с накладками феродо и шестью нажимными пружинами. Коробка передач восьми ступенчатая с общим диапазоном 1:4,757. Передаточные числа отдельных передач:

первая 3.7

вторая 2.42

третья  1.82

четвертая 1,47

пятая    1,18

шестая 1,0

седьмая 0,88

восьмая 0,77

Переключение отдельных передач производится с помощью грейферного механизма переключения с фиксацией отдельных передач во избежание их произвольного включения. Собственно переключение обеспечивают четыре переключающие вилки, направляемые шлицами по периметру цилиндра переключения. Вилки с таким механизмом управления перемещают точно соответствующие шестерни в зацепление. Задняя передача выполнена цепной с частично облицованной цепью, нижняя часть которой проходит через держатель с пластмассовой вставкой.

Па ходовой части спортивных мотоциклов «Ява» 75 и 100 см3 в течение ее разработки выполнен ряд существенных усовершенствований. Ее последнее исполнение отвечает современному состоянию конструирования и последним достижениям в этой области. Основную часть ходовой части составляет прочная сдвоенная открытая рама, которая сварена из тонкостенных хром-молибденовых трубок круглого сечения. Передняя телескопическая вилка с бесступенчато регулируемой жесткостью подвески путем предварительного напряжения пружины — собственной заводской конструкции; рабочий ход подвески составляет 170 мм. Несущие трубы передней вилки имеют диаметр 30 мм и закреплены в дюралевых держателях. Рабочий ход задней маятниковой вилки равен 100 мм. В качестве подвески работает пара телескопических гидравлических элементов с регулируемой жесткостью. Барабанные тормоза обеих колес имеют отлитые из электрона ступицы. Передний тормоз диаметром 150 мм с одним кулаком, задний тормоз также с одним кулаком, однако с диаметром 140 мм. В звездочку ступицы встроен резиновый амортизатор крутильных колебаний, который помогает заметно ограничивать удары при работе заднего колеса. Обода обеих колес дюралевые, спереди 21″, сзади 18 . Шины 2,75X21″ спереди, сзади 3,50X18″ (75см*5) и 4.25X18″ (100 см3).

Топливный бак сделан из алюминиевого листа; его емкость составляет 9,5 л. Также переднее и заднее крылья, камера глушителя шума выпуска, штампованная рама седла, кожух цепи и некоторые другие элементы сделаны из алюминиевого или дюралевого листа. Из легких сплавов далее сделаны держатель реактивного рычага заднего тормоза, различные раскосы и т. п. Из пластмассы «АБС» изготовлен кожух фары, общий и для передней номерной таблицы. Седло изготовлено индивидуально по желанию гонщиков. На баке прикреплена небольшая кожаная сумка для инструмента и мелких запасных частей. Некоторые навесные детали, как, например, замковое звено цепи, подножка, рычажки и т. п. гонщики кренят к различным частям рамы и руля.

Статья опубликована в журнале «Чехословацкое Мотор-Ревю».

Похожие записи:

This entry was posted in Обзоры. Bookmark the permalink.

Comments are closed.