К езде по дорогам с густой грязью следует подготовить мотоцикл так, чтобы грязь, попавшая в промежуток между шиной и щитками (грязевые крылья), не задерживала вращение колес. Мотоциклы «ИЖ» снабжены высоко установленными грязевыми щитками над колесами с шинами 3.25—19″ (мотоцикл ИЖ-Ю3 с шинами лучшей проходимости — 3,50—18″), что улучшает их проходимость. У мотоциклов «Восход». «Ява» щитки расположены близко к колесам, поэтому легко забиваются грязью. Проходимость этих машин также уменьшается из-за меньшего диаметра колес с шинами 3,25—16″.
Обычно больше всего блокируются грязью передние колеса, поэтому, готовясь к езде по грязи, следует укрепить повыше передний щиток. Для увеличения проходимости на мотоциклах «Ява» и «Восход» полезно сиять инструментальные ящики для облегчения удаления грязи между щитком и задним колесом. На участках с плотной грязью или размякшей глиной, прилипающей к колесам, если колесо буксует, полезно переместиться по седлу назад для улучшения сцепления шины с дорогой. Иногда следует слезть с мотоцикла и провести его с работающим двигателем на первой передаче. В этом случае также нужно уменьшить давление в шинах; чтобы покрышка с пониженным давлением не проворачивалась, следует применить шинодержатели.
При езде по пыльным дорогам ухудшается видимость, а наличие толстого слоя пыли может способствовать забрасыванию заднего колеса и падению водителя. Слой пыли следует объезжать, а если такой возможности нет, то двигаться на небольшой скорости, применяя приемы при движении по сухому песку.
При ветре, особенно встречном, пыль от впереди идущего транспорта сильно ограничивает видимость, поэтому надо стремиться вырваться вперед или отстать на значительное расстояние.
В отличие от проселочных дорог грейдерные дороги довольно ровные, поэтому ездить по ним можно на значительной скорости.
Свеженасыпанную, неукатанную щебенку следует проходить на небольшой скорости без резкого торможения. При повышенной скорости, особенно на слабо накаченных шинах, могут получить пробоины покрышки и камеры.
Вождение мотоцикла по песку. Вождение мотоцикла по сухому глубокому песку не доставит никакого удовольствия водителю. Лучше поехать в объезд по дороге, где его нет или где песок неглубокий, а местами имеются прогалины, покрытые травой. Перед въездом в глубокий песок надо заранее поставить первую передачу и стремиться преодолеть его на значительных оборотах двигателя; целесообразно до входа в песок набрать достаточную скорость, так как увеличение скорости происходит очень медленно и с большим трудом.
Во время движения руль следует держать крепко (демпфер подтянуть), ноги стараться с подножки не спускать, так как это грозит потерей равновесия, мотоцикл будет уклоняться от прямого направления. Для лучшего сохранения равновесия надо плотно прижать к бензобаку колени и поддерживать его корпусом.
Следует держаться прямолинейного направления, так как небольшие повороты руля обычно вызывают замедление в движении и значительный увод мотоцикла в сторону. Если заднее колесо сильно погружается в песок и машина может остановиться, надо быстро соскочить и, держась за руль, двигаясь за мотоциклом, стараться сохранить прямолинейное движение. После остановки тронуться с места на песчаном грунте с сухим песком трудно из-за пробуксовки заднего колеса. Только при плавном включении сцепления и с помощью ног можно начать движение.
Движение по сырому песку не представляет особого труда. Если песчаная дорога проходит недалеко от рек или морских берегов, следует держаться ближе к воде, где песок мокрый. Ровные участки, покрытые сырым песком, можно преодолевать на более высоких передачах при значительной скорости.
Вождение мотоцикла по пересеченной местности. Пересеченная местность изобилует всякого рода неровностями: холмами с крутыми или пологими спусками и подъемами, буграми, канавами, крутыми поворотами и лесными дорогами с колеей. При вождении мотоцикла по пересеченной местности важна проходимость мотоцикла, т. е. способность мотоцикла преодолевать трудные участки. Коэффициент сцепления на трассах пересеченной местности значительно ниже, чем на дорогах с усовершенствованным покрытием. Поэтому пробуксовка заднего колеса на низших передачах, в условиях пересеченной местности,— явление обычное. В этих случаях часто приходится менять обороты заднего колеса ручкой газа. Наличие крутых подъемов и спусков требует повышенного чувства к управлению мотоциклом и своевременной установки соответствующей передачи и подачи «газа». На проходимость также влияет дорожный просвет, т. е. расстояние от нижней точки мотоцикла до грунта, установка грязевых щитков, рисунок протектора шины и его состояние.