История мотоциклов ИЖ

В 2008 году исполнилось 120 лет со дня рождения Петра Владимировича Можарова – энтузиаста мотоциклиста и инженера. С его именем связана история мотоциклов Иж и  организации их серийного производства. Мотоциклы были его страстью, и она передалась многим людям, которые стояли у истоков развития мотоциклетной промышленности в Советском Союзе.

В истории мотоциклов Иж знаменателен 1928 г. Весной этого года было подано официальное предложение об организации на Ижевском заводе выпуска мотоциклов. В том же году было создано конструкторское бюро, и возглавил его Можаров. Он руководил разработкой, изготовлением и испытанием первых экземпляров. Самым первым был Иж — 1, он увидел свет в сентябре 1929 г. Это был тяжелый (около 300 кг.) мотоцикл с карданной передачей, штампованной рамой, и двигателем объемом 1200 куб.см. Мотоцикл почти уникальный, для своего времени с множеством передовых решений. Трехступенчатая коробка передач, выполненная в блоке с двигателем; нижняя часть рамы служащая одновременно корпусом глушителя. Почти одновременно вышли из стен завода Иж — 2 с приводом на колесо коляски и Иж — 3 с V – образным двигателем «Вандерер» объемом 750 куб.см.

1929 был очень плодотворным для Можарова. Всего за восемь месяцев было создано пять моделей мотоциклов, среди них лучшая на то время: Иж-4.

Но все это по сути создавалось в опытных мастерских при предприятии Ижсталь. По настоящему же Ижевский мотоциклетный завод был организован в 1932, после решения специальной комиссии при наркомате тяжелой промышленности СССР.

После Великой Отечественной войны в истории мотоциклов Иж начался новый этап, было организовано массовое производство мотоциклов. Из Германии была привезена техническая документация ДКВ НЦ-350. Почти полная его копия выпускалась на предприятии под маркой Иж-350. А после доработки и модернизации ( в конструкции были использованы технические новинки – телескопическая передняя вилка и задние гидравлические амортизаторы) он стал называться Иж — 49. Он получился надежным и удобным в эксплуатации. За ним в 1956 последовала очень удачный Иж — 56 с трубчатой рамой. Всего было выпущено около 680 тысяч экземпляров, в том числе с боковым прицепом.

Со временем мотоциклетная продукция Ижевского завода стала очень популярной в Союзе. Мотоциклы «Иж-Планета», «Иж-Юпитер» были известны практически каждому. Кроме дорожных, выпускались и спортивные для мотокросса и кольцевых гонок. Особенно выделялась разработанная в 1974 модель Иж Планета Спорт с множеством новых технических решений, очень популярная среди молодежи.

История мотоциклов Иж продолжается в настоящее время. В 2000 гг. разрабатывается принципиально новая разновидность мотоцикла – Иж-6.113-05 «Юнкер», необычным для отечественного мотоциклостроения в первую очередь своим дизайном в стиле чоппер. Кроме него продолжается выпуск и традиционных, любимых народом моделей Юпитер и Иж Планета 5.

В настоящее время конечно можно критиковать Ижевскую продукцию за отсутствие развития в техническом плане и невзрачный дизайн. Но не стоит и забывать, что у них есть несомненные достоинства, а именно простота и доступность. Не каждый может позволить себе дорогой мотоцикл ведущих мировых производителей, а вот Иж – пожалуйста. И ремонт можно выполнить подручными средствами, и запчасти доступны и недороги. Так что продукция Иж легко находят своего потребителя, за что и спасибо.

Похожие записи:

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.